ДТ – это продукт, получаемый путём нефтепереработки при высоких температурах, имеющих желтый оттенок и масляную консистенцию. Разные его виды находят применение во многих отраслях хозяйственной деятельности. Нефть нагревают до температуры 180-360°С. В процессе испарения конденсируются пары газойля и керосина, высвобождаются тяжелые углеводороды. В составе готового дизельного топлива определяются следующие элементы: парафиновые углеводороды 40%, нафтены 55%, ароматические до 5%, также присутствуют сера и механические примеси. Для улучшения качества дизеля используют различные присадки. Надо отметить, что состав процентном соотношении может изменяться. На это влияют различные факторы, такие как, место и способ добычи нефти, перевозка, хранение и оборудование нефтевышек. Все изменения регламентируются ГОСТами РФ.
Парафиновые углеводороды (алканы), входящие в состав нефти, представляют собой смесь твердых углеводородов, в молекулах которых содержится максимальное количество атомов водорода и углерода. Алканы подвергаются расщеплению при перегонке нефти-сырца по технологии крекинга.
Нафтеновые углеводороды (нафтены), присутствуют во всех нефтепродуктах кроме газообразных. Это насыщенные углеводороды, которые имеют цикличное строение атомов.
Ароматические углеводороды – органическое соединение с шестью углеводородными группами, находящимися в углах молекулярного треугольника. Они присутствуют во многих продуктах, полученных после нефтеперегонки, и могут вести реакцию замещения.
Сера – нежелательный элемент в составе ДТ. Её большое содержание в топливе негативно влияет на экологию, снижает компрессию, а также повышает износ поршневой системы двигателя. Выхлопы серы видоизменяются в воздухе, преобразуясь в канцерогенные вещества. Количество серосодержащих компонентов деятельном топливе не должно превышать 0.6 до 6%. После переработки нефтяного сырья всегда остаются серные продукты. Удаление сульфатов и других сернистые элементы является дорогим и малорентабельным процессом.
Однако, очень низкие показатели серы в топливе также нежелательны для дизеля. Если они будут менее 0,035 %, то резко снижается смазывающее свойство горючего, что непременно ведет к быстрому износу дорогостоящего оборудования. Выделяется четыре класса, которые определяют содержание серы: К2, К3, К4, К5.
Пероксиды – это серьезная проблема, которая может существенно повлиять на работу двигателя и общее состояние автомобиля. Это химически активные соединения, содержащие атомы кислорода, обладающие высокой степенью окисления. Эти соединения могут образовываться в автомобильном топливе при контакте с кислородом или при повышенных температурах. Они способны вызывать коррозию металлических поверхностей, уменьшать эффективность сгорания и ускорять процессы старения компонентов системы питания.
Одним из основных факторов образования пероксидов является неправильное хранение топливного продукта. Регулярная проверка состава дизельного топлива на содержание пероксидов является ключевой мерой для поддержания эффективности работы двигателя и продления срока службы автомобиля. Это позволит своевременно выявить возможные проблемы и принять меры по их устранению.
Класс ЕВРО является стандартом качества для дизельного горючего, который устанавливает ограничения на содержание вредных выбросов. Такие виды топлива отличаются повышенной экологичностью и способствуют снижению загрязнения окружающей среды.
Кроме процентного соотношения основных компонентов учитываются также цетановое число (время задержки воспламеняемости смеси) и предельная температура фильтруемости (максимально низкая t°, при которой ДТ ещё проходит через фильтр, либо уже полностью лишено этой возможности).
Учитывая данные параметры, а также показатели плотности и вязкости, дизтопливо разделяют на летнее (Л), межсезонное (Е), зимнее (З) и арктическое (А). Использование различных видов горючего находит широкое применение в различных отраслях деятельности, таких как: перевозки автотранспортом, судоходство, сельское хозяйство и т.д. Также дизель применяется для заправки автономных источников электроснабжения – генераторов, при бурении скважин и т.д. Каждая из этих областей применения требует специфических свойств продукта для обеспечения оптимальной работы оборудования и максимальной эффективности процессов. Что касается экономичного использования автомобильного горючего, то оно напрямую зависит от конструкции двигателя, климатических условий и индивидуальных потребностей автовладельца.